Менеджер PokerOK – о том, как устроены покер-румы
Открытие нового рума в столь сложный для покера период – дело непростое. Наша редакция пообщалась с представителем нового покер-рума PokerOK и получила ответы на все вопросы, которые касаются поднаготной румов.
Здравствуйте, Дмитрий. Расскажите немного о себе и о том, как Вы пришли в покер.
В покер попал случайно. В 2011-м участвовал в запуске покер-рума LotosPoker, так и остался там до закрытия рума в конце 2018-го.
Какими были Ваши первые шаги в покере и почему вы выбрали путь не игрока покер-рума, а его сотрудника?
Я никогда серьезно не занимался покером. Конечно, я иногда люблю раздарить фишки за столом на офлайн-сериях, но мне намного интереснее находится с другой стороны процесса.
Когда Вы в последний раз играли в покер и в каком турнире?
Пару недель назад играл на BPT в Минске – очень нравится эта серия, стараюсь не пропускать её. Не упускаю возможности поиграть в офлайне во время путешествий. В прошлом году немного играл на небольших сериях в Бельгии, Австрии и Венгрии.
Вы уже так много лет в покере, с этим связана Ваша работа и сами тоже иногда играете... не слишком ли много в Вашей жизни покера? Не сильно ли он приелся?)
Как ни странно – нет. До сих пор воспринимаю покер и всё, что с ним связано, как хобби, а не работу. В этом плане, считаю, мне повезло.
Как устроены покер-румы
Сколько в среднем стоит содержать покер-рум? Распишите по процентам сколько уходит на маркетинг, зарплату игрокам, софт и другие затраты…
Не могу говорить за всех, но здоровая пропорция обычного рума-скина – 12-18% роялти покерной сети, которая предоставляет софт и доступ к общему пулу игроков, до 5% съедают транзакционные издержки. Маркетинг, бонусы и комиссионные выплаты партнёрам обычно сильно варьируются, но составляют основную долю расходов рума. А ещё расходы на лицензию, персонал, другие технические вопросы…
Как думаете, какая сумма уходит на это у PokerStars?
PokerStars могут себе позволить сократить расходы на бонусы и партнёров, что они и сделали не так давно. Но это результат многолетней маркетинговой стратегии, которая сделала рум безоговорочным лидером на рынке.
Сколько человек нужно для полноценной работы покер-рума?
Всё очень зависит от амбиций и планов покер-рума. Думаю, если брать по минимуму, то нужна служба поддержки, дизайнер, которые, в принципе, могут работать на аутсорсе и не входить в штат. Менеджмент может в теории состоять даже из одного человека, который занимался бы маркетингом, взаимодействием с партнёрами/аффилиатами, финансовыми отчётами, выполнял бы представительские функции… Но, конечно, чаще это разные люди.
Насколько сложно создать покер-рум и руководить им?
Очень сложно. Это намного комплекснее, чем казино, ведь покер – это комьюнити в первую очередь. Думаю, сейчас практически невозможно создать успешный проект, пример тому PokerGrant – там собрались компетентные в бизнесе люди, но они не смогли грамотно выйти на рынок. Сильно сомневаюсь, что в ближайшее время мы увидим новые яркие проекты, связанные с покером. Хотя, проект Фила Гальфонда обещает опровергнуть мои слова. Поживём – увидим.
Выгоднее самому писать софт или покупать у кого-то?
В долгосрочной перспективе, конечно, выгоднее самостоятельно разработать софт и иметь возможность изменять его, исходя из своих предпочтений. Но по факту это крайне трудоемкий процесс, который не всегда может оправдать затраченные на него средства и время. Посмотрим, как Фил Гальфонд справится со своим румом – одно то, что запуск анонсируется уже года 2, говорит о том, что это очень деликатный процесс. Обычно рум-скин использует готовое ПО покерной сети, в которую входит.
Тяжело ли сейчас привлекать трафик в покер-румы?
Тяжелее, чем когда-либо. Учитывая то, что LotosPoker работал на рынки СНГ и, особенно, России, в которой появились новые ограничения в сторону онлайн-гемблинга, обычного обывателя стало сложнее привлечь в игру. Блокировка сайтов Роскомнадзором и ограничение платежей с кредитных карт сами по себе уже отсекают огромную часть трафика, который не захочет заморачиваться с обходом этих правил только для того, чтобы поиграть.
Бывали ли случаи в Вашей работе, в которых Вам приходилось переступать через свои принципы.
Конечно, бывают тяжелые моменты, когда нужно принимать невыгодное для себя решение, но считаю, что во всех ситуациях можно найти компромисс.
Из каких стран наиболее прибыльные игроки для покер-румов?
Традиционно из стран с высоким уровнем жизни и уровнем дохода, в которых онлайн-гемблинг так или иначе регулируется: Великобритания, Норвегия и другие.
Из каких стран игроки, которых покер-рум не очень хочет видеть в своих рядах и почему?
Как правило, страны с низким уровнем дохода населения, не имеют большой доли игроков-любителей, способных регулярно делать депозиты. В этих странах велика доля профессиональных игроков по отношению к платежеспособным любителям, что портит здоровую пропорцию для эко-системы покер-румов. Хороший пример – Беларусь.
Как Вы относитесь к игрокам, которые считают, что ГСЧ подкручен?
Такие всегда будут – отношусь с пониманием. ГСЧ всегда будет крайне субъективным предметом в глазах игроков, поэтому споры никогда не затихнут.
На чём зарабатывают покер-румы? Только рейк?
Рейк и конвертация игроков в другие проекты – казино и спортивные ставки, например.
Что на длинной дистанции выгоднее для владельцев – казино или покер-рум?
Казино, конечно. Математику не обманешь.
Сколько процентов покеристов играют в плюс?
Думаю, не ошибусь, если скажу, что в стабильный плюс играет около 5% покеристов.
Через какой срок окупается реклама покер-рума?
Всё очень индивидуально и зависит от характера такой рекламы. Определенные маркетинговые проекты изначально убыточны для покер-рума, но могут нести имиджевую нагрузку, например, которая повышает доверие игроков к бренду.
Кто выгоднее для покер-рума: регуляры или любители?
Здоровая пропорция регуляров и любителей.
Какое должно быть процентное соотношение регуляров и любителей?
5% регуляров, 95% любителей.
Как получить лицензию для покер-рума и какие бывают ее виды?
Определиться с юрисдикцией. Наиболее распространенную и недорогую лицензию выпускает правительство Кюрасао. Всё зависит от рынка, на который ориентирован продукт. Обычно необходимо собрать пакет документов на юридическое лицо, имеющее отношение к покер-руму – банковские выписки и все данные о владельцах, подробности о предлагаемых играх и рынках, на которые будет работать проект, а также согласованные правила рума для игроков. И, конечно, заплатить за саму лицензию (цены варьируются от 10 до 100к евро в год).
Самая престижная лицензия – Мальтийская. Получить её сложнее, но это имеет смысл при приёме игроков из определенных стран.
За что у покер-рума могут отобрать лицензию?
За систематическое нарушение правил и обязательств по отношению к игрокам. В первую очередь это касается выплат. В том случае, если покер-рум систематически задерживает выплаты, можно пожаловаться в лицензирующий орган, который вынесет руму предупреждение. В случае, если жалобы приобретут массовый характер, рум будет предупрежден и вполне может лишиться лицензии. Лицензия обычно выдаётся на календарный год.
О новом покер-руме PokerOK
В последнее время в сети активно обсуждается закрытие Lotos Poker и появление PokerOK. Как создавался новый проект PokerOK?
Он, фактически, не создавался заранее. Всё получилось спонтанно. Как уже объявлялось, в холдинге, частью которого являлся покер-рум, сменилось руководство, что повлекло за собой кадровые перестановки. Руководить проектом инвесторы поставили некомпетентных людей, которые были очень далеки от покера и от онлайна в принципе. В 2016 году у нас закончилось соглашение с 888 и мы искали новую сеть для рума, которой стала GGPoker. Все переговоры проводил я лично, поэтому, когда я понял, что с новым руководством случится может всё, что угодно, я договорился о плане Б с руководством сети GG. Честно говоря, я не думал, что новое руководство так быстро завалит проект – в ноябре появились финансовые проблемы, которые могли повлечь за собой потерю банкроллов всех игроков. Этого удалось избежать благодаря оперативным действиям GG, за что им большое спасибо.
Читать также: PokerOK пришел на смену LotosPoker
В чем будет главное отличие PokerOK от Lotos Poker?
PokerOK станет флагманским румом сети, а не скином. В LotosPoker гарантии игрокам обеспечивала не сеть, а компания, которая оставалась в тени для публики. В PokerOK мы обеспечим самое главное – надежные и оперативные выплаты, адекватную поддержку и грамотную работу с игроками – то, чем LotosPoker не всегда мог похвастаться.
Какой вектор развития намечается у PokerOK?
Думаю, стоит дождаться официального пресс-релиза от покер-рума. Но в общих чертах покер-рум будет следовать политике сети, слоган которой – Let’s make poker fun again (Давайте снова сделаем покер веселой игрой). В данный момент сеть проводит масштабные и щедрые промо-акции – ежемесячные гонки с выплатами более 200к, развивает МТТ сетку, в которой приличное количество турниров с оверлеями, дополнительным призовым фондом в 100к для топ-500 игроков каждый месяц, специальными джекпотами и другими плюшками, которые уже успели оценить тысячи игроков. Трафик в сети вырос вдвое за последний год, поэтому в данный момент GGPoker вплотную приближается к лидерам индустрии.
Как вы стараетесь эффективнее доносить до игроков новые акции?
Несмотря на то, что многие лидирующие румы в последнее время сильно сократили расходы на бонусную программу, покерные игроки привыкли к постоянным щедрым акциям. Сейчас обратить на себя внимание можно оригинальной подачей или форматом промо-акции. В остальном информационные каналы всё те же – email рассылки, телемаркетинг, социальные сети, информация на партнёрских сайтах, медиабаинг.
Как покер-рум набирает сотрудников?
Если речь идёт о сотрудниках поддержки и технического персонала, то здесь большая часть покер-румов пользуется традиционными методами подбора персонала. Если дело касается менеджмента и руководства – рынок достаточно маленький и почти все друг друга знают – чаще всего это происходит по знакомству. Как минимум, на постсоветском пространстве. В Европе же есть компания Betting Jobs, например, которая занимается исключительно подбором персонала для гемблинг-проектов.
Обязательно ли для работника саппорта быть знакомым с покером или он узнает про него в процессе обучения?
Чаще всего это происходит в процессе обучения. Уверен, что большая часть сотрудников технической поддержки, до начала работы, не очень хорошо знакомы с покером.
Есть ли опасения на счет приема на работу азартных игроков?
Думаю, это не редкость. Но на моей практике серьезных последствий такие случаи за собой не несли.
Какими качествами должен обладать профессиональный игрок в покер?
Терпение, стрессоустойчивость, математический склад ума, усидчивость.
В последние годы растет популярность казино и падает у покера. Как Вы думаете, с чем это связано?
Покер – сложный продукт. Бум онлайн-покера прошёл как минимум лет 7-8 назад – сейчас слишком много обучающих материалов, программ, подсказчиков и ботов… Стабильно зарабатывать приличные деньги в онлайн-покере становится всё сложнее, да и удержать трафик любителей проблематично. Нужно вкладывать всё больше и больше в маркетинг, следить за экологией. Поэтому и сам онлайн-покер последние годы приобретает более развлекательный, казиношный формат. Обывателю не хочется разбираться в игре, ему хочется вечером пару часов отдохнуть и потыкать кнопки, испытав удачу. В казино всё намного динамичнее – поэтому сейчас и идёт уклон в эту сторону.
Спасибо, что откликнулись на наше интервью. Что вы хотите пожелать нашим читателям?
Терпения, крупных заносов, удачных риверов. В моем понимании, покер должен приносить только положительные и яркие эмоции. Пусть он остается выгодным развлечением.
Благодарю за то, что ответили на все наши вопросы. Удачного дня, Дмитрий!

